Культура

Москва. Оттепель. Чайковский

Москва. Оттепель. Чайковский

Москва. Оттепель. Чайковский

I Международный конкурс имени П.И. Чайковского, Москве, 1958

Ветер перемен

В 1953 умер Сталин. Наступила эпоха «оттепели». В феврале–марте 1956 состоялся ХХ съезд КПСС, на котором был зачитан секретный доклад Н. Хрущева о культе личности Сталина. Постепенно СССР открывался миру. В 1957 в Москве прошел Шестой Всемирный фестиваль молодежи и студентов. В 1959 — Московский кинофестиваль и «Американская выставка» (экспозиция промышленной продукции США) в Сокольниках. В 1958 — Конкурс Чайковского.

1958 в СССР и в мире

Борису Пастернаку присуждена Нобелевская премия за роман «Доктор Живаго», за что Пастернак был исключен из Союза писателей СССР.

Принято Постановление ЦК КПСС от 28 мая «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца» (принятого 10 февраля 1948) — и запрещена постановка пьесы Александра Галича «Матросская тишина».

Реабилитирован расстрелянный в 1937 отец Павел Флоренский — и установлен памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянской площади в 41-й день рождения ВЧК / НКВД / КГБ (20 декабря).

Установлен памятник Владимиру Маяковскому на Триумфальной площади Маяковского в день 65-летия со дня рождения поэта (29 июля).

Фильм «Летят журавли» получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля.

Дмитрий Шостакович удостоен Ленинской премии за 11-ю симфонию «1905 год», титула Командора Ордена искусств и литературы Франции, избран членом Королевской академии музыки Англии.

В Большом театре состоялась премьера балета Арама Хачатуряна «Спартак» в постановке Игоря Моисеева, с участием Майи Плисецкой.

71 деятель советской культуры (среди них Игорь Грабарь, Сергей Коненков, Сергей Михалков, Георгий Свиридов) подписывают письмо с протестом против строительства в Зарядье гостиницы (но все равно в 1964–1967 была построена гостиница «Россия», в 2006  она разрушена, а на этом месте теперь  — парк «Зарядье» с прекрасным концертным залом, где пройдет гала-концерт XVII конкурса имени Чайковского)

Театр-студия под руководством Олега Ефремова получил официальный статус и название «Современник».

Вышел фильм «Идиот» (в главных ролях Иннокентий Смоктуновский и Юлия Борисова).

Вышел первый номер журнала «Театральная жизнь»

В СССР гастролировали: Леопольд Стоковский (Москва, Ленинград, Киев), Филадельфийский оркестр под руководством Юджина Орманди (в тех же городах), балет театра Гранд Опера.

Сборная СССР впервые приняла участие в чемпионате мира по футболу и вошла в восьмерку лучших команд.

В Китае провозглашена «Эпоха “Большого скачка”», во Франции Шарль де Голль вернулся в большую политику (в июне избран на пост премьер-министра Франции, в декабре — президентом), на Кубе шел завершающий этап революции под руководством Фиделя Кастро, в Венгрии казнены лидер восстания 1956 года Имре Надь и его соратники.

В США учреждена премия «Грэмми».

Ушли из жизни писатели Лион Фейхтвангер, Михаил Зощенко, Евгений Шварц, поэты Георгий Иванов и Николай Заболоцкий, художники Роберт Фальк (незадолго до смерти в Москве прошла его персональная выставка) и Константин Юон, скрипач Юлиан Ситковецкий, композитор Александр Веприк (провел четыре года в сталинских лагерях), физик и общественный деятель Фредерик Жолио-Кюри, папа Пий XII.

Нобелевской премии по физике удостоены советские ученые Павел Черенков, Илья Франк и Игорь Тамм.

Объявлено о сокращении вооруженных сил СССР на 300 000 человек.

Шли военные конфликты в Алжире, Вьетнаме, Бирме, Судане, Малайе, на Ближнем Востоке, между Индией и Пакистаном.

И в этом круговороте конкурс Чайковского оказался одним из самых значимых событий.

Конкурс без номера

Конкурс имени П.И, Чайковского был учрежден в 1956. Председателем Оргкомитета был назначен Дмитрий Шостакович, его заместителем — профессор Московской консерватории Александр Гольденвейзер, которому за неделю до начала конкурса исполнилось 83 года.

Первый конкурс не имел порядкового номера. Было просто сказано о проведении «Международного конкурса пианистов и скрипачей имени П.И. Чайковского»: именно по тем двум специальностям, в которых советские музыканты добивались самых ярких международных успехов. С тех пор как в январе 1927 Лев Оборин получил первую премию на первом конкурсе имени Шопена в Варшаве, советские музыканты регулярно выигрывали премии на престижных зарубежных конкурсах: пианисты Эмиль Гилельс, Яков Флиер, Белла Давидович, Владимир Ашкенази, Татьяна Николаева, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Юлиан Ситковецкий… Конечно, партия и правительство поставили задачу завоевать на первом в СССР международном музыкальном конкурсе как можно больше премий.

Состязание должно было показать всему миру преимущества советской исполнительской школы, советской системы музыкального образования, всех достижений советского музыкального искусства.

В начале 1958 в Москве прошел Всесоюзный отборочный конкурс. По его итогам на Конкурс Чайковского прошли:

пианисты Лев Власенко (ученик Я. Флиера), Алексей Скавронский (ученик Г. Гинзбурга), Наум Штаркман (ученик К. Игумнова), Дмитрий Благой и Инна Малинина (ученики А. Гольденвейзера), Юлиан Гутман (ученик Г. Нейгауза), Эдуард Миансаров и Наталия Юзбашева (ученики Л. Оборина) и ленинградец Александр Ихарев (ученик М. Хальфина).

Скрипачи — москвичи Марина Яшвили (ученица К. Мостраса), Валерий Климов, Виктор Пикайзен и Жан Тер-Мергерян (ученики Д. Ойстраха), Марк Лубоцкий (ученик А. Ямпольского и Д. Ойстраха), Валентин Жук (ученик А. Ямпольского и Л. Когана), Зариус Шихмурзаева (ученица А. Ямпольского и Д. Цыганова), ленинградцы Нина Бейлина (ученица А. Ямпольского, Д. Ойстраха и Ю. Эдлина) и Виктор Либерман (ученик В. Шера).

Советским участникам были созданы самые благоприятные условия для подготовки. Их поселили в домах творчества Союза композиторов СССР, а перед конкурсом — на дачах в Серебряном Бору, предоставили им рояли для занятий, обеспечивали всем необходимым. Все было сделано для будущих успехов.

Музыкальная весна 1958-го в Москве

Помимо советских музыкантов, в конкурсе принял участие 61 исполнитель из 22 стран. Многие из них были уже лауреатами престижных международных соревнований, что определило высокий уровень состязания: надо полагать, не ниже, чем у 12 ведущих мировых музыкальных состязаний, образовавших годом ранее, в 1957, Всемирную федерацию международных музыкальных конкурсов (WFIMC), со штаб-квартирой в Женеве.

Иностранцев, вероятно, привлекла и возможность побывать во все еще экзотическом для них СССР и в Москве, тем более за счет организаторов (в условиях конкурса был пункт о том, что «Организационный комитет обеспечивает соревнующихся и их аккомпаниаторов оплатой расходов по пребыванию в Москве в период конкурса и оплатой проезда от Москвы до постоянного места жительства»).

Состязание скрипачей, как и предполагалось, окончилось триумфом отечественной исполнительской школы. Советские музыканты завоевали шесть из восьми премий, в том числе и ныне здравствующие Валерий Климов — первую и Виктор Пикайзен — вторую.

Москва. Оттепель. Чайковский

Москва. Оттепель. Чайковский

Ван Клиберн, I Международный конкурс имени П.И. Чайковского, Москва, 1958. Фото AP/dpa

Клиберна считали наследником русской фортепианной школы и традиции: он учился у Розины Левиной, выпускницы класса В.И. Сафонова в Московской консерватории. Игру Клиберна обсуждали буквально все: музыканты, меломаны, студенты, школьники, сотрудники Большого зала консерватории, даже московские таксисты. Юный американец — высокий, обаятельный, с кудрявой шевелюрой и открытой доброжелательной улыбкой — затмил даже королеву Бельгии Елизавету, чей визит в СССР состоялся в дни конкурса. Своим исполнением Первого концерта Чайковского и Третьего — Рахманинова Клиберн вызвал небывалую овацию зала, длившиеся около 10 минут. Аплодировало и жюри, в нарушение конкурсных традиций.

Но почти единодушно присудив Клиберну первую премию (как пишет американский журналист Найджел Клифф в книге «Подмосковные вечера. История Вана Клиберна», 15 голосами из 17), жюри не решилось назвать его победителем без одобрения «сверху».

Но, «поскольку это противоречило негласному указанию награждать прежде всего советских исполнителей, заместитель министра культуры С.Б. Кафтанов перед оглашением имен победителей присылает в ЦК КПСС срочную и секретную докладную записку о том, что, “в нарушение принятого положения о жюри конкурса, все члены жюри стоя аплодировали исполнителю. Переполненный Большой зал консерватории устроил бурную овацию, длившуюся несколько минут… вокруг выступления Клиберна создается ажиотаж — неверное настроение среди некоторой части музыкальной общественности о якобы возможной необъективности оценки его творчества <…> В связи с вышеизложенным Министерство культуры СССР считает, что Ван Клиберну должна быть присуждена первая премия… Это ни в коей степени не нанесен ущерба авторитету советского исполнительства, так как в конкурсе скрипачей все первые места заняты советскими скрипачами, на конкуре пианистов советскому пианисту Л. Власенко может быть присуждена вторая премия”» (из книги Сергея Чупринина «Оттепель»).

Председатель жюри Э. Гилельс и министр культуры Н. Михайлов в личной беседе сообщили Н. Хрущеву, что американский пианист играл лучше всех на конкурсе. «Тогда дайте ему первую премию», — распорядился лидер СССР.

15 апреля Хрущев принял в Кремле лауреатов конкурса. А затем Ван Клиберн отправился в турне по СССР: он выступил в Ленинграде, Риге, Киеве и Минске. Везде его встречали толпы экзальтированных поклонников, сцены утопали в цветах. Он получил сотни поздравительных писем и открыток со всей страны, множество подарков. Наверное, только одного человека встречали и приветствовали у нас с таким же обожанием: Юрия Гагарина.

Выступив в крупнейших городах СССР, Клиберн вернулся в Москву, дал еще три концерта и сделал несколько записей.

На последнем концерте пианист обратился к слушателям по-русски: «Надеюсь всегда быть достойным Золотой медали конкурса Чайковского, полученной в России. Я полюбил вас». Вернулся за рояль и сыграл «на бис» мелодию песни Василия Соловьева-Седого «Подмосковные вечера» в собственной аранжировке. Так пианист в тот раз простился с московской публикой. Впоследствии он не раз приезжал в нашу страну, и всегда его встречал восторженный прием. В последний раз Ван Клиберн побывал в России в 2011 (за два года до смерти) в качестве почетного председателя жюри XIV конкурса Чайковского.

В 1962 Клиберн основал в Форт-Уорте конкурс пианистов, на котором наши исполнители неоднократно получали звания лауреатов. I премии удостаивались Владимир Виардо, Алексей Султанов, Ольга Керн, Александр Кобрин, призерами становились Николай Петров и Михаил Воскресенский (II и III премии на первом конкурсе), Александр Торадзе, Валерий Кулешов, Яков Касман, Максим Филиппов, в 2022 — Анна Генюшене (все они получили II премии).

Лучшие годы

В 1962 к двум специальностям прибавилась третья — виолончель. В 1966 —вокал.

Во времена СССР конкурс Чайковского был одним из самых престижных в мире, наряду с конкурсами королевы Елизаветы в Брюсселе, ARD в Мюнхене, М. Лонг и Ж. Тибо в Париже, пианистов — имени Шопена в Варшаве, имени Бузони в Больцано; скрипачей — имени Паганини в Генуе, имени Сибелиуса в Хельсинки, имени Венявского в Познани; нескольких других. В 1971 конкурс был принят в WFIMC.

Звание лауреата конкурса Чайковского — яркий старт и гарантия успешной карьеры молодого музыканта. Почти все лауреаты советских времен, особенно 1960-х – 1970-х годов, стали исполнителями мирового уровня: пианисты Лев Власенко, Наум Штаркман, Владимир Ашкенази, Джон Огдон, Элисо Вирсаладзе, Григорий Соколов, Виктор Ересько, Владимир Крайнев, Джон Лилл, Андрей Гаврилов, Мюнг Вун Чунг, Андраш Шифф, Михаил Плетнев, Владимир Овчинников, Питер Донохоу, Барри Дуглас; скрипачи Валерий Климов, Виктор Пикайзен, Эдуард Грач, Виктор Третьяков, Олег Каган, Гидон Кремер, Владимир Спиваков; виолончелисты Наталья Шаховская, Наталия Гутман, Миша Майский, Давид Герингас, Борис Пергаментщиков, Иван Монигетти, Александр Князев, Александр Рудин, Антонио Менезес, Марио Брунелло; вокалисты Владимир Атлантов, Евгений Нестеренко, Елена Образцова, Зураб Соткилава…

Советские лауреаты, естественно, получали всемерную поддержку на Родине: зарубежные гастроли, приглашения в лучшие театры и концертные залы, награды, звания, премии, растущие гонорары.

Поскольку предварительного отбора для зарубежных участников в те годы не было, количество конкурсантов доходило до полутысячи. Память об этом хранят буклеты, например, IV (1970), V (1974), VI (1978) конкурсов: объемные книжечки по каждой из четырех специальностей.

Заморозки…

1990-е – 2000-е — не лучший период в истории конкурса имени Чайковского. Развал СССР, политическая неопределенность, экономические потрясения — от всего этого пострадал престиж конкурса, его реноме в мире. Бренд «Конкурс Чайковского» потускнел. Конкурс Чайковского перестал быть той витриной музыкальной жизни, какой он был в СССР, уже не возбуждал былого интереса у любителей музыки. Был не так, как прежде, привлекателен для молодых музыкантов из-за рубежа. Состав участников формировался в основном из россиян, музыкантов стран СНГ и Юго-Восточной Азии, а представителей традиционно сильных музыкальных держав Европы и Америки стало меньше.

Министерство культуры РФ передавало организацию конкурса «из рук в руки»: его проводили Дирекция республиканских и международных конкурсов МК РФ (1994), Российская государственная концертная компания «Содружество» (1998 и 2002), Госконцерт (2007).

Жюри в целом и некоторых членов жюри подозревали в «подковерных играх», протекционизме и даже предвзятости, содействии своим ученикам. Некоторые решения удивляли, казались странными. В 1994 жюри, целиком сформированное из лауреатов предыдущих конкурсов, не присудило первые премии у пианистов и скрипачей, а у виолончелистов — вообще ни одной из первых трех. Зато впервые в истории конкурса был присужден Гран-при: его получила певица Хибла Герзмава.

В 1998 скандалом сопровождался конкурс пианистов: явный фаворит Алексей Султанов не прошел на третий тур, после чего «заключительный тур не вызывал никаких эмоций» («Музыкальное обозрение»). Многие журналисты и специалисты открыто возмущались результатами фортепианного конкурса, интригами и необъективными судейскими решениями.

Для Д. Мацуева этот конкурс стал стартом невиданной карьеры (с точки зрения количества концертов, славы, гонораров, наград, званий, общественного положения), с которой не сравнить творческие биографии и судьбы никого из последующих лауреатов, за исключением триумфатора 2011 года Даниила Трифонова, да и многих из предыдущих: Владимира Овчинникова, Александра Гиндина, Алексея Набиулина, Мирослава Култышева, Дмитрия Маслеева…

В 1996 конкурс за неуплату членских взносов (всего $ 1500) был даже временно исключен из WFIMC.

Странным и необязательным оказался перенос XIII конкурса («чертова дюжина»…) с 2006 на 2007. Причины назывались разные: проведение в этот год чемпионата мира по футболу, 140-летие Московской консерватории, предстоящий ремонт культового для конкурса Большого зала консерватории. Если ремонт БЗК еще можно было с натяжкой назвать объективной причиной (все-таки культовый для конкурса зал), то в один год с чемпионатом мира по футболу конкурс Чайковского проходил в течение полувека, и это никого не смущало.

Безусловно, растущий интерес к футбольному чемпионату мира затмевал интерес к музыкальному конкурсу. Но, может быть, стоило не переносить конкурс Чайковского на год, а развести эти два события по срокам?

«МО» и конкурс Чайковского

В 1990-х годах в России активно развивалось конкурсное движение. В этом процессе заметную роль сыграло «Музыкальное обозрение», ставшее к рубежу веков признанным центром конкурсного дела в стране.

«МО» энергично включилось в освещение конкурса им. Чайковского. В 1994 газета впервые представила подробную информацию — статистическую и аналитическую — о Десятом конкурсе, и столь же детально информировала своих читателей о каждом последующем состязании.

Все материалы «МО» о пяти конкурсах с 1994 по 2011 были опубликованы в книге «Международный конкурс имени П.И. Чайковского: Хроника событий. Факты. Комментарии» (редакторы-составители Е. Ключникова, П. Райгородский, А. Устинов), вышедшей в 2014. Эту книгу можно назвать и летописью постсоветского этапа главного музыкального состязания страны, и учебником конкурсного дела.

В 1998 и 2002 по приглашению председателя Оргкомитета Т.Н. Хренникова на основе редакции газеты работал пресс-центр конкурса Чайковского (руководитель Андрей Устинов). По оценкам и отзывам коллег, пресс-центр этих двух конкурсов работал наиболее квалифицированно и профессионально, максимально полно подавая всю необходимую информацию. Редакцией был разработан первый интернет-сайт конкурса Чайковского.

Конкурс Гергиева

После перенесенного и, пожалуй, тоже не самого удачного конкурса-2007 судьба главного российского музыкального состязания оставалась неясной — до того момента, пока к его проведению не подключился Валерий Гергиев в качестве председателя Оргкомитета.

Уже на первом заседании Оргкомитета (октябрь 2009) и многократно в течение последующих полутора лет до конкурса Гергиев говорил о том, что нельзя отказываться от традиций и достижений Конкурса имени П.И. Чайковского, но нужно избавиться от недостатков предыдущих состязаний.

«Только среди скрипачей ежегодно проводится около 400 международных конкурсов. Если мы с вами самоуверенно думаем, что конкурс Чайковского первый и самый крупный из них, то нас постигнет горькое разочарование. <…> Задача нам совершенно понятна — вывести конкурс на высочайший уровень», — сказал Гергиев и объявил приоритеты: авторитетный состав жюри, честность и прозрачность в принятии решений, соблюдение регламента, привлечение сильного и опытного менеджмента, в том числе иностранного (в качестве генерального директора конкурса был приглашен американец Ричард Родзинский, долгое время возглавлявший конкурс Вана Клиберна в Форт-Уорте, более десяти лет бывший художественным администратором оперы Сан-Франциско, а затем «Метрополитен-опера», президент Ассоциации Вана Клиберна, первый вице-президент WFIMC). Ангажементы, способствующие развитию международной карьеры лауреатов. Обязательная кампания по продвижению конкурса в мире. Был заказан новый логотип, очень похожий на логотип американской компании Seagate Technology, специализирующейся на производстве жестких дисков.

В те годы многое в организации конкурса, держалось на авторитете В. Гергиева, его связях, умении убедить всех коллег работать в его русле, руководствуясь его отношением к делу.

И уже XIV конкурс (2011) стал переломным этапом в новейшей истории соревнования.

Важнейшим решением лично Гергиева было разделение конкурса между двумя городами — Москвой и Санкт-Петербургом. Многие специалисты до сих пор не уверены в правильности такого решения, в том числе и эксперты «Музыкального обозрения» (в своих публикациях «МО» не раз предлагало, по примеру футбольных чемпионатов мира, проводить I и II туры по разным специальностям в разных городах, а финал в Москве). Но Гергиев, как всегда, добился своего: конкурс Чайковского проходит теперь не только в своей исторической столице, но и в его городе, на концертных площадках «Мариинской империи».

С 2015 прослушивания конкурса транслировались на весь мир одним из главных мировых каналов классической музыки medici.tv, собирая миллионы просмотров.

С 2019 конкурс Чайковского проходит по новым специальностям: деревянные и медные духовые — тоже по инициативе Валерия Гергиева.

XVII международный конкурс имени П.И. Чайковского пройдет с 19 июня по 1 июля 2023.

Источник

Похожие радио

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»