Культура

Юрий Буцко: к 85-летию композитора

Юрий Буцко: к 85-летию композитора

Юрий Буцко: к 85-летию композитора

Фото www.butsko.ru

28 мая 2023 исполняется 85 лет со дня рождения Юрия Буцко (1938—2015). К этому событию Московская Государственная консерватория, музей музыкальной культуры имени Глинки и фонд Юрия Буцко (www.butsko.ru) подготовили ряд событий.

Первое из них уже состоялось: 13 мая в музее-квартире Прокофьева прошел концерт в котором прозвучали уже неоднократно исполнявшиеся сочинения, такие как Партита для виолончели соло и Партита для фортепиано соло, так и две мировых премьеры: Фортепианный цикл Пасторали и Струнный квартет №6.

Программа концерта была составлена таким образом, чтобы показать, что жанр Партиты в творчестве композитора был формообразующим стержнем его творчества, жизненным принципом взаимодействия русского духовного наследия и достижений западноевропейских музыкальных течений. Юрию Буцко в своём творчестве удалось достигнуть вершины в том, что в своё время пытался сделать Сергей Танеев – объединить русскую музыкальную культуру и западноевропейскую полифонию.

Первым номером концерта прозвучала Партита для виолончели соло в замечательном исполнении Максима Тарноруцкого. В этом, хронологически первом, камерном сочинении уже ясно прослеживаются черты стиля Юрия Буцко. Три основы: зарождение, развитие и заключение. Прелюдия, фуга и постлюдия. Жертва. Судьба. Предназначение, что означает: 1) Познай себя. 2) Начни делать. 3) Делай одно.

Вторым номером концерта впервые был исполнен целиком цикл фортепианных пьес «Пасторали» в 5 тетрадях. Некоторые из этих пьес были исполнены ранее как самим композитором, так и другими, а вот целиком единым циклом не исполнялись никогда. Пианист Евгений Стародубцев провел весь цикл от первой до пследней ноты на одном дыхании, объединяя разные пьесы – зарисовки как бытового, так и личного характера в одну мощную мозаичную картину жизни личности композитора, который впоследствии продолжит в своём творчестве идеи объединения разнохарактерных сочинений в единые циклы. После «Пасторалей» последуют 4 тетради «Из дневника», Две большие органные тетради, «Десять сцен из немого кинематографа» и другие… Жанр «пасторалей» пришёл в творчество Буцко из увлечения импрессионизмом, звукописью чем-то они неуловимо напоминают циклы «Прелюдий» Дебюсси, и одновременно с этим щемящим реализмом циклы пьес Мусоргского, чьим творчеством всегда вдохновлялся Юрий Маркович.

Второе отделение концерта было исполнено под знаком благодарности учителям и коллегам Юрия Буцко. Партита для фортепиано написана с посвящением его педагогу Василию Шатерникову, который еще во время обучения в училище предсказал Юрию Буцко большое композиторское будущее». Как вспоминал сам Юрий Маркович: «Ему первому я показал мои Сцены на стихи А. Блока из поэмы «Двенадцать». Его реакция была мгновенной и безапелляционной: «Слушай! Бросай ты это рукоблудие (то есть размахивание в пустом классе под звуки рояля) и поступай на композиторский факультет». Партита была исполнена Павлом Шатским с ярким личным прочтением этого уже ставшим репертуарным сочинения, была возможность услышать множество лирических оттенков этого непростого для пианиста сочинения вкупе с мощным дыханием фуги и яркими акцентами бурлески. Финал отдалёнными колокольными ударами возвращает нас в тишину золотого сияния.

Шестой струнный квартет написан в начале 2000х годов, когда в данном жанре были сочинены еще 5 квартетов, каждый из которых посвящен участникам квартета имени Шостаковича, Андрею Шишлову, Сергею Пищугину, Александру Галковскому и Александру Корчагину. Эти музыканты по совместительству были коллегами Юрия Марковича по консерватории, и давали своим студентам на исполнение эти сочинения. Так были исполнены квартеты 5 и 7й. 4й квартет и 6й так и остались не исполненными. Идеей этих сочинений были музыкальные портреты. Как известно, Александр Галковский очень любил джаз. Вот и в средней части в фуге будут явственно слышны джазовые наигрыши, что совсем нетипичны для творчества Юрия Марковича. Огромная роль отдаётся альту, где он выступает в качестве сольного инструмента, с большой каденцией.

Форма этого квартета – та самая партита, проходящая сквозным лейтмотивом творчества Юрия Марковича и сегодняшнего концерта, а интонации и музыкальный тематизм близки к сочинениям позднего периода творчества – Третье и четвертое фортепианные трио, 3 и 4я тетрадь «Из дневника», а также две органные тетради. Струнный квартет в составе Дарьи Дверник (первая скрипка) Елены Пшеничной (вторая скрипка) Василия Кухаренко (альт) и Ильи Кононова (виолончель) звучал очень наполненно и выразительно. И это сочинение выступило некой путеводной звездой к свету среди сумрачных колонн полифонических созвучий сольных опусов, прозвучащих ранее в сегодняшнем концерте.

«Любая стройка дома
Есть та же музыкальная форма.
И наоборот:
Любая музыкальная форма есть строительство дома — то есть
Своего пространства.»

Юрий Буцко

Юрий Буцко: к 85-летию композитора

Юрий Буцко: к 85-летию композитора

Непосредственно в день 85-летия композитора, 28 мая, в Рахманиновском зале МГК состоится концерт, в котором прозвучат самые сокровенные сочинения композитора – Партита для виолончели соло, трио №4 для фортепиано, скрипки и виолончели «Ангел пустыни» и Соната для виолончели и фортепиано (исполнители Анастасия Кускашёва, Максим Тарноруцкий, Екатерина Семёнова, Станислав Дяченко, Елена Эндеберя)

Соната для виолончели и фортепиано написана в 1979 году и входит в цикл «Большие сонаты» наряду с двумя скрипичными сонатами и Второй сонатой для двух фортепиано. Позднее, как и сонаты для скрипки, соната для виолончели была оркестрована, получив подзаголовок «Ричеркар». Музыка пронизана тематическим развитием, когда вся композиция строится как прорастание заданных в начале интонационных ячеек, центральный довольно подвижный раздел обрамлён двумя каденциями виолончели, а медленное вступление и медленная кода служат своего рода прелюдией и постлюдией. Из частного письма Буцко по поводу Ричеркара можно вычитать: ​«Ричеркар (или – Напев в строгом стиле) это рассказ о последних шести днях земной жизни Исуса (Страстная неделя), а именно: Вход в Иерусалим, Первая проповедь к народу, Предательство, Поругание и Казнь, наконец Смерть и Воскресение. Если слушать внимательно, включая в сознание этот литературно-исторический ряд, можно различить детали и подробности, вроде криков толпы «Осанна», потом «Распни!», а в эпизоде смерти (Распятия) это «скрежет зубовный» – с использованием стука по обечайке виолончели солиста». Главной темой – «напевом в строгом стиле», олицетворяющем образ Спасителя, – пронизана вся ткань сочинения, и в таком смысле «разыскание» и «раскрытие» одной темы, приходящей из Вечности в начале и уходящей в Вечность в конце сочинения. Примечательно, что фортепианное решение «Ричеркара» – сдержанное и прозрачное, поддерживающее, сопровождающее и комментирующее евангельское слово в партии виолончели.

Фортепианное трио № 4 “Ангел пустыни” (2010) – хронологически последнее в длинном ряду камерно-инструментальных сочинений Юрия Буцко: четыре трио, семь квартетов, трио-квинтет, фортепианная соната, сонаты для виолончели и скрипки с фортепиано, сольные пьесы и циклы пьес для этих инструментов.

Автор оставил нам некое указание на программу Трио № 4, или скорее намек на нее, дав сочинению подзаголовок “Ангел пустыни”. Кто он, этот Ангел?

В Евангелии Ангел пустыни – это Иоанн Предтеча, нередко изображаемый на иконах, подобно ангелам, с крыльями. В первых стихах Евангелия от Марка читаем: “…Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов…”

Иоанн Предтеча был святым, наиболее почитаемым автором трио, и икона пророка и крестителя Иоанна всегда находилась перед глазами композитора во время работы. Этот образ определяет основной, как нам кажется, музыкальный образ трио, который можно определить словом “путь” – “…приготовьте пути”. Возможно, что отсюда ведет свое происхождение оригинальный музыкальный облик финала – некое шествие-марш “легкими стопами”, отсюда – “призывные” интонации в первой части. Да и другие темы трио оставляют впечатление движения, скольжения, устремления.

Три части сочинения не сильно контрастируют друг другу; скорее они составляют единое целое в тематическом и драматургическом смысле, где краткая вторая часть – словно интермеццо или связка между первой и третьей частями. В музыкальной ткани всех частей слышатся интонации звонов – близких и далеких, замирающих в пространстве. А в конце третьей части из этой атмосферы сначала незаметно, отдельными полевками, прорастает финальная знаменная тема – Рождественского песнопения “С нами Бог”.

Источник

Похожие радио

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»