mal0 необратимо становится больше. «Псевдоморфозы» Ильи Черткова
С каждым релизом mal0 становится больше. Эта очень простая закономерность существует, пока неутомимый владимирский электронщик Илья Чертков выпускает новые работы своего основного проекта, но на этот раз дело даже не в количестве. Создавая альбомом «Псевдоморфозы», Илья увеличил арсенал выразительных музыкальных средств, добавив звучание живой трубы и флейты и, судя по его высказываниям, не собирается прекращать двигаться в этом направлении.
Ещё одно направление творчества mal0 — это музыкальная интерпретация грёз, фантазий, видений. Так или иначе с ней связаны 3 последних релиза проекта. Например, «Сны слепых водомерок» посвящён бредовым полуснам больного простудой, минималистичный фортепианный «Несовершенные механические зарисовки», напротив, навеян ситуацией, когда насекомые, живущие в своём обычном ритме, вдруг становятся помехой человеческому сну. Да что там говорить, если его альбом «Сомна» (2020 г.) создан на основе преобразованной в звук энцефалограммы спящего!
mal0 необратимо становится больше. «Псевдоморфозы» Ильи Черткова
«Гагарин, Ура!» — путешествуем по музыкальной вселенной «12.04 Vol.4»
Автор называет свою музыку «ментальным кино», а у каждого кино есть сюжет:
««Псевдоморфозы» — это путешествие в фантазии маленького человека, который окончательно потерялся в сложной и недружелюбной действительности. Он боится будущего, мечтает соединиться с природой, стать птицей с яркими перьями, мифическим драконом.
И пока его жизнь составляют счастливые моменты, которых он не замечает, а также грустные и даже жуткие события, он вооружается телескопом, астрологическими прогнозами, звёздными картами и ищет свою судьбу в далёком космосе. А всё самое интересное проходит мимо».
В таком случае заглавной композицией альбома можно назвать финальную — «Звездочёт», где, по словам автора, разворачивается следующая сцена: «Человечек уже совсем старый. Он берёт телескоп и идёт смотреть на звёзды. Кульминационный момент: он настолько утонул в мечтах, фантазиях, навязанных ценностях и собственных страхах, что перестал замечать жизнь как таковую. Она проходит мимо, но он этого не понимает. Пока он смотрит на звёзды, от него уходят последние близкие люди. Он не посещает ярких концертов, не ходит в кино и в театр, не выбирается на прогулки в новые парки и не ездит в другие города. То, чего он так боялся — его настигает. Он видит комету, летящую к планете. Приходит понимание: жить надо было раньше.»
Я почти не смотрю кино, но мне точно известен один фильм о «Неотвратимой поступи звенящего фатума», которая приглушёнными шагами надвигается издалека в самом начале «Псевдоморфоз». Это «Необратимость» Гаспара Ноэ. Как ни странно, там тоже фигурирует странный сон, мечты и рухнувшие планы героев, но главное — с какой стороны сюжета ни подойди, исход необратим. Не знаю, руководствовался ли Илья подобными идеями при расстановке музыкальных эпизодов, но получилось нечто подобное. К слову, саундтрек «Необратимости», заставлявший зрителей сбегать из залов, написан электронным музыкантом Тома Бангальтером из Daft Punk: низкочастотные звуки вызывали у людей тошноту и головокружение, как при землетрясении. Однако от музыки «Псевдоморфоз» бежать не придётся. Подземные вибрации низких частот здесь тоже присутствуют в изобилии, но Илья в отличие от упомянутого французского коллеги всё же хочет, чтобы с «показа» не уходили разочарованными. Это ещё один релиз mal0, который можно осилить без подготовки, хотя здесь есть смелые эксперименты даже для самого автора.
Самая неожиданная работа «Песнь белого дракона» с завораживающей индейской флейтой Николая Вакатова, из которой разливается не то задушевная пастушья мелодия, не то баллада о Змее Горыныче. Впрочем, этой музыке ничто не мешает быть тем и другим одновременно, и даже более того — народным мотивом племён, пасущих стада драконов. — Ведь мы тут в ментальном кино! Второй необычный эксперимент «Она молчала» с невероятным джазовым соло на трубе Андрея Литвинова. Живая труба и электронные эффекты, перемешиваясь друг с другом почти до неузнаваемости, сливаются во вкуснейший звуковой коктейль для вашего вечера перед экраном.
И ещё о связях ментального и реального кинематографа в творчестве Ильи Черткова: ко всем своим новинкам музыкант старается подобрать визуальный ряд. В клипе на «Звездочёта» как раз вновь сочетается экспериментальная, музыкальная и кинематографичная природа музыки mal0, так как он состоит из кадров, снятых австрийским дирижёром, художником и авангардным кинорежиссёром Хансом Рихтером.
Пользуясь случаем, как обычно, рекомендую mal0 всем любителям «умной электроники» в самых разных её проявлениях. На этот раз при прослушивании новинки Ильи Черткова у меня возникли странные ассоциации с The Future Sound of London, Boards of Canada, «Ёлочными игрушками» и почему-то DJ Shadow. В «Псевдоморфозах» mal0 так много нюансов, что в одну рецензию все впечатления уже не уместить. В целом, думаю, вам, как и мне, необратимо понравятся «Псевдоморфозы», неважно с какого момента включить это «ментальное кино». И страшно, но очень интересно, подумать, чего ждать слушателям проекта дальше. Об этом мы и поговорим в нашем интервью.
— В предыдущем интервью «Субкультуре» ты анонсировал альбом, где «половина инструментов будут живые – ударные, гитара, терменвокс, виолончели». «Псевдоморфозы» — это уже он или ещё нет? В этом EP, конечно, тоже хватает живого звучания, но как будто что-то из перечисленного отсутствует.
— И да и нет. Речь шла об альбоме «Идиома», который я начал летом прошлого года, и к его созданию я сразу же привлёк много музыкантов: барабанщика, арфистку, виолончелиста и т.д. Но параллельно стал складываться мини-альбом «Псевдоморфозы», который я решил выпустить первым. Пока я им занимался, на меня вышел чудесный мастер и музыкант Николай Вакатов из Крымска — так у него указано в профиле, но на самом деле я никогда не спрашивал, откуда он. — Николай делает индейские флейты любви и на них играет. Я сделал аранжировку для его мотива, и результат мы оба посчитали вполне самодостаточным. Более того, музыка отлично ложилась в «Псевдоморфозы» по динамике и задумке. Позже к работе присоединился трубач из Новосибирска, с которым мы давно знакомы по закрытому чату для создателей музыки на iOS. Так получилось, что на «Псевдоморфозах» тоже есть живые инструменты.
— В предыдущей работе «Несовершенные механические зарисовки», как мне показалось, у тебя вообще ни единого электронного звука. Лишь фортепианный минимализм. Легко ли было отказаться от электроники?
— Для меня это был своего рода вызов: сделать маленький, но ёмкий фортепианный альбом, который звучал бы максимально реалистично и передавал те эмоции, что я обычно закладываю в музыку. Так что от электроники отказался сразу — и не пожалел! Наконец-то разнообразие.
Это была такая мечта. У меня есть несколько очень хороших знакомых, которые не позиционируют себя как музыкантов, но у них есть минималистичные фортепианные альбомы — лаконичные, нежные, очень простые по звуку. Я когда их слушаю, у меня сразу перед глазами картинки из разных воспоминаний. Я очень хотел что-то такое. Тем более, что сам…
— Но кто тогда сыграл там на клавишах?
— Па-па-пара-паааам! Я ни на чём не играю. Я композитор лишь с маленькой буквы (прим. — смеётся). Я всегда вбиваю клавиши мышкой. Просто за 19 лет научился делать это так, чтобы звучало максимально реалистично. Во всех моих композициях всё фортепиано — это нота за нотой, мышкой. По-другому не умею. Но в этом есть своя фишка, согласись?
— Можно ли вообразить, что проект mal0 хотя бы единожды трансформировался в классическую группу, где все играют на инструментах и ты — на своей мышке в частности?
— За электронику отвечал бы, синхронизировал бы всех. Вообще, я к этому двигаюсь. Ну, не группа прямо в классическом виде. Но барабанщик живой очень нужен. Кто-то поющий или солирующий на инструменте — флейте, трубе. Клавишник — отдельный очень нужен. Я себе это могу представить. Это, возможно, какое-то далёкое будущее, но очень реалистичное.
— Но играть на мышке в группе, по-моему, достаточно экзотично.
— Да. Но когда очень хочешь выступать, а за долгие годы должного уровня достичь не удалось, приходится вертеться. На концертах, конечно, я очень много делаю. И преимущественно с контроллера, который очень глубоко настроил. У меня удивительно простой и лёгкий сетап, в то же время очень сложный внутри. Сейчас я ещё хочу добавить контроллер Leap Motion. Уже купил, настраиваю. Возможно, к концу лета что-то даже будет получаться.
— Многие электронные музыканты пришли к сольному формату, потому что быть одному проще, чем работать в группе. Проще организовать репетиции и гастроли, ни с кем не надо выяснять отношения и т.д. Ты наоборот хотел бы усложнить себе задачу?
— Один в поле не воин. Поначалу кажется, что это больше свободы, больше возможностей, мобильность. Но не зря была в советское время присказка про веник — прутик легко сломать, а много прутиков нет. Когда музыкальный проект доходит до более серьёзной стадии, при которой много концертов, шоу, надо делать SMM и снимать видео — один человек не успевает всё и сразу. Мне и так пришлось научиться монтировать видео, а образование пиарщика помогло вести социальные сети и как-то определиться с подачей себя. Но нужен человек, который будет заниматься менеджментом, кто-то должен предлагать своё видение, чтобы музыка меньше тонула в самоповторах. Ну и в целом — такого удовольствия от игры, от концертов, не получить одному. Обнять товарища по сцене после удачного выступления — это великое удовольствие.
— Как, на твой взгляд, может измениться музыка mal0, если проект вдруг станет группой?
— Я бы хотел сделать её более саундтрековой, по саунду ближе к Adele, но с существенным содержанием электроники, конечно. Я собираю много референсов: например, из фильмов и аниме. Трудно представить, что получится на самом деле. Я точно не хочу менять свои основные принципы: электроника, саундтрековость, замороченные размеры и гармонии. Но и перегибать палку я тоже не хочу: в этом плане я стал гораздо толерантнее к поп-составляющей своей музыки.
— Название «Псевдоморфозы» как-то философски связано с явлениями, которые происходят с mal0, твоим музыкальным мировоззрением? Или это всё же больше минералах?
— Да! У меня не «метаморфозы», что вроде было бы логично, хотя чуть-чуть и им есть место. Псевдоморфозы — это когда кристалл прорастает в непривычной для него форме, например, когда он повторяет форму ствола дерева. Выглядит всё почти как дерево. Но внутри не оно. Музыка mal0 уже поменялась. Выглядит как mal0. Но я плавно пытаюсь перейти к следующему этапу своей музыкальной жизни. Тут что-то вроде сюжетной арки в кино: закончилась одна, вторая вот-вот начнётся, к ней уже подводит режиссёр.
— К каждой из композиций «Псевдоморфоз» ты придумал подробный сценарий. Ты всегда так детально визуализируешь свою музыку? Важно ли тебе заранее видеть некий сюжет перед сочинением музыки?
— Да, музыка всегда начинается с истории — реальной или выдуманной. Я давно выбрал этот подход. Слов в mal0 нет, но смыслы как-то передавать нужно. Обращаюсь к музыкальным идиомам и другим подобным средствам выразительности.
— Ты говорил, что хочешь избавиться от образа слишком серьёзного музыканта, но отвечаешь на все вопросы обстоятельно и подробно. Не пора ли сказать что-нибудь «на несерьёзном»?
— Переслушай финальную композицию на фортепианном альбоме. Это саундтрек к детской шутке: «Села птичка на сирень, сирень-сирень и улетела». Совсем иначе воспримешь там одну характерную нотку. Но вопрос, конечно, с подвохом. Нет, пожалуй, я не хочу быть несерьёзным. Или хочу?..
— Почему из всего жанра тебе приглянулась именно эта шуточка, а не, к примеру, «Вышел заяц на крыльцо»? Насколько тяжёлым был отбор?
— В моём арсенале изначально было только фортепиано, причём компьютерное — им не так удобно издавать эффект чесания. А сирень изобразить можно всего одной нотой.
— И раз уж мы заговорили о фольклоре. Как давно у тебя появился интерес к этой теме? На «Псевдоморфозах» можно услышать уже совсем не ироничную «Песнь белого дракона», где будто переплелись славянские и индейские мотивы.
— Интерес появился недавно, ещё буквально пару лет назад я на дух не переваривал абсолютно всё с приставкой «фолк». Но я много смотрю аниме, а там японцы часто изучают и исполняют национальную музыку. В какой-то момент начал понимать и эту разновидность прекрасного. А потом и задумываться: «Отчего у нас так не делают?» Оказалось, делают, и не только так. Собственно, про Николая я уже выше говорил. Когда он показал мне свои записи, у меня отпала челюсть. Честно говоря, было уже без разницы, насколько это индейское или славянское. Я просто бросил всё и сел сочинять аранжировку.
— Может быть, что-то хочешь анонсировать напоследок или пожелать слушателям и читателям?
— Если у вас дома есть комнатные растения, давайте им человеческие имена. Я так делаю последние несколько лет. Умора неимоверная, когда идёшь по людной улице и обсуждаешь с женой: «Милая, у нас Маша подсохла», «Я поставил сегодня Колю на окно», «Наш Артёмка зачах, надо на него попрыскать удобрениями». Не, ну это детсадовская чушь, конечно, но жизнь как будто становится чуточку веселее.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!