Каким богам молиться, чтобы записать хит? Музыка в контексте мифологии
Мифология в любом её проявлении всегда была неотъемлемой частью жизни творцов. Она привлекла тем, что стирала грани людской жизни, правил и законов природы. Многие деятели искусства, в частности и музыканты, вкладывали в свои произведения если не полностью легенду определённой мифологической культуры, то саму концепцию. Даже всем известные музы – это тоже архетип той картинки мира.
Конечно, как и в живописи, так и в музыке люди вдохновлялись не столько божественной идеей, сколько аутентичности образа. Каждому было интересно по-своему показать миру видение римской, греческой и даже хеттской мифологии. Композиторы при создании произведения опирались на вокальную составляющую придворных вечеров. Впоследствии это стало неким культом у аристократического общества. Думаю, ярким примером можно считать оперу, которая только укрепила мифологический сюжет в искусстве, – «Миф об Орфее и Эвридике». Композиторы в основном делали упор на мелодекламацию, так называемое музыкальное сопровождение стихов или прозы. Тем не менее это проложило путь в новое развитие мифов в музыке.
Так, Клаудио Монтеверди искал способ выражения чувств героев легенд, сопоставимых с сюжетными линиями. Взяв за основу ту же оперу, итальянский композитор с помощью музыкальных инструментов создавал дополнительное сопровождение. Например, образ фурий строился за счёт разнообразия оркестрового звучания. Таким же способом и передавались чувства грядущей смерти. Каждый композитор видит мир мифологии по-своему, поэтому каждый привносит что-то уникальное в этот мир. Некую тонкую материю, которая позволит почувствовать глубину давно известных легенд.
Каким богам молиться, чтобы записать хит? Музыка в контексте мифологии
Не k-pop: какую ещё музыку создают в Корее? Часть вторая
Что читать и смотреть, чтобы оставаться в курсе мировой музыки
Что послушать: необычные фолк-коллективы, или От карельских просторов до проблем женской конкуренции
Музыкальный эпатаж в России
Их творчество направлено на возрождение не столько мифологии, сколько на мотивы от каменного века до Средневековья. Однако основным направлением всё-таки остаются Древние Греция и Рим. Musica Romana реконструируют мелодии и создают музыку собственного сочинения. Также для подлинности картинки того времени они воссоздают инструменты, одежду и танцы. Это, безусловно, цепляет не только душу эстета.
В большинстве своём многие известные музыканты, которые как-то украшают творчество мифологическими аспектами, используют образы реальных исторических героев вместе с присущей для легенд мрачностью, создавая нечто новое. Так и появился в индустрии стиль маршал-индастриал. Он несёт в себе зачатки военной тематики, основанной на истории. Ярким представителем такого стиля стал немецкий проект TRIARII. Кристиан Эрдманн, гений своего дела и идейный вдохновитель проекта, регулярно демонстрирует свою необузданную талантливость через создание величественных оркестральных композиций. Его «муза» капризна и обладает необычным даром помогать художнику воплощать в жизнь невероятно масштабные панорамные произведения. Эти работы выходят за пределы временных рамок, открывая путь от Древнего Рима до Священной Римской империи.
Но всё-таки есть музыканты, которые весьма искусно внедряют суть мифов в человеческие судьбы. Российский рэп-исполнитель Pyrokinesis отличается от коллег по цеху не столько отсутствием клишированного образа рэпера, сколько кропотливой работой над музыкой. Исполнитель в своих текстах не только читает собственные стихи, но и продумывает каждого лирического героя. Это позволяет окунуться в мини-историю, которую нельзя просто пустить на фон. Так и с песней «Легенда о Богине Гроз».
Обложка трека «Легенда о Богине Гроз»
На самом деле, если рассматривать текстовую составляющую, то может быть не совсем понятно: а взяты ли здесь за основу мифы? Давайте разбираться. Песня «Легенда о Богине Гроз» о безответной любви. Как банально, подумаете вы. Но это не совсем так. Автор раскрывает тему невзаимных чувств, поместив её в божественные реалии.
Лирические герои здесь – Богиня Гроз и Океан. Их история до безумия типична и проста. Богиня влюбилась в Океан, но его чувства во власти другой. И как истинная девушка она не захотела мириться с этим. Её боль и горе затмили разум. Как пишет сам автор: «Любовь божественному противоестественна». И это верно, поскольку это светлое чувство может вызывать самые разные эмоции. В случае если любовь не взаимна, она способна вызывать следы горечи, разочарования и чувство неприятия как самого себя, так и окружающей действительности. А что может быть хуже разочарованной Богини?
Во власти своего горя Богиня Гроз оплодотворяет саму себя и создает проклятое дитя, которое так и не смогла принять: «Как ни хотела, не смогла свою химеру полюбить. И заперла во льдах».