Цезарь Иварссон: «Если совсем коротко и банально, музыка — это всё, что мне нравится, как пицца, объятия, друзья, сон, цветы, русский язык, стихи Бродского, кофе…»
Во всём мире привыкли, что если ты сочиняешь достойную музыку и хочешь быть услышанным — пой на английском. Есть, конечно, Rammstein, Kvelertak и ещё многих известных имён, но вы же согласитесь, что это скорее исключения из правила? А что бы вы сказали, если бы простой швед запел на русском языке? Герой этого интервью, Цезарь Иварссон, как раз такой человек! И у вас есть уникальная возможность узнать об этом больше! Кроме того, у этого самого «русского из шведов» 25 апреля вышел релиз — «Туча в штанах»!
Итак, о любви к России, которой может позавидовать любой россиянин, Маяковском, прошлогоднем ноябрьском туре по столицам, работе священником, любимой музыке на русском языке — обо всём этом портал «Субкультура» поговорил с Цезарем Иварссоном!
— И первым же будет, наверное, самый главный вопрос, которым задаётся любой россиянин, узнав о тебе: что заставило простого шведского парня запеть на русском?
— Ой, с чего начать… Как почти всё в моей жизни, всё начинается с любви и почти детского любопытства. Я переехал в Москву в 2018 году, хотел просто «выучить русский», насколько это возможно. Но остался по банальной для иммигранта причине: любовь к русской девушке. Музыкой я всегда занимался, но как-то перестал в неё верить как таковую. Но, полюбив эту девушку, видя, насколько наивным подростком я себя ощущаю, я подумал — возможно есть причина этим поделится. Вот вся музыка, она такая «крутая», бабки, бабы, наркотики, всё такое. А я, наивный 35-летний швед, в этом себя не вижу. И, короче, было ощущение, что здесь есть множество причин показать другую сторону быть мужчиной: первая — уверенность в себе. Уверенный в себе мужик не кричит постоянно, насколько он крутой и сколько у него бабла; Второе — ранимость и открытость. Показывать свои эмоции просто-напросто, быть искренним; Третье — не скрываться за словами, просто говорить, как есть, не притворяться. Я люблю поэзию, можно так красиво сказать, но иногда получается, что ты себя скрываешь за изящными словами настолько, что сама суть слов стирается. Это, наверное, по крайней мере то, чем я умею делиться в музыке.
— Как в Швеции относятся к твоей музыке?
— К ней относятся без особого интереса, её не понимают, это же всё на русском, а те, кто её услышали, задают себе вопрос: «зачем?». Я им объясняю, примерно то, что я вам только что ответил. Вся эта музыка началась на русском, поэтому и продолжаю, я просто чувствую, что так надо. И, на самом деле, в Швеции меня знают под другим названием, там есть немного известный проект старых древних церковных песен. Шведы, естественно, больше про него знают.
-
Цезарь Иварссон: «Если совсем коротко и банально, музыка — это всё, что мне нравится, как пицца, объятия, друзья, сон, цветы, русский язык, стихи Бродского, кофе…»
-
«Давно хотелось чего-то простого, душевного»: исполнитель KuzMinOff рассказал о своём новом сингле
-
Музыкальные поздравления к 8 марта: рецензия на новый контекстный сборник
-
«По-хорошему злая музыка»: презентация альбома Аси Светловой «Где твои шрамы»
-
«Она панацея, амброзия, сахар, песок под ногами…»: рецензия на контекстный сборник к 14 февраля
Читайте также
— У тебя было небольшое турне в прошлом ноябре. Ты рассказывал, что жил в России на протяжении 4-х лет, поэтому было бы интересно узнать, какие ощущения и эмоции были от возвращения к нам? Что-нибудь поменялось? И что нового ты испытал?
— Это хороший вопрос, непросто ответить. Была разница, чтобы читатель понимал, я уехал в мае 2022 года по причине 24 февраля, если говорить эвфемизмами. Но не только, мой РВП тоже истекал, и те, кто сталкивался с русской бюрократией, знают, что не так просто со всем разбираться, кроме того было невозможно работу найти. Так, вернувшись, я заметил, что многие друзья уехали, я это знал, но ощутил сильно это только на месте. Всё было так же, как раньше, и одновременно вообще не так же, как раньше. Мои друзья меня очень тепло встретили, мы гуляли как раньше, завтракали и выпивали, как всегда. Будто мы вчера только встретились. Я был очень рад всей поддержке на концерте, столько людей пришло!
— Кого слушаешь из русских музыкантов?
— Довольно много! Я не знаю, все ли они русские, но музыка, которую я имею в виду, русскоязычная: Сироткин, Меладзе, Synecdoche Montauk, Михей и Джуманджи, «Аквариум», Nishubert, «Руки Вверх!», и много еще!
— Какие стили музыки у тебя любимые (из всех возможных)?
— Поп 90-ых, классическая, хард-рок/металл, сингер-сонграйтер, типа того.
— Ты говоришь, что работал священником? Ты мне рассказывал эту историю, но хотелось бы, чтобы наши читатели её тоже узнали! Она довольно интересна и внушает к тебе ещё больше уважения, как к человеку!
— Священник, это слово, которое употребляю, чтобы человек знал хотя бы чуть-чуть, чем я занимался. Когда мне было 16, я создал центр для молодёжи при церкви на острове, где я вырос. Я был тогда убеждённым протестантом, у церкви было кафе, которое всё время пустовало. Я открыл этот центр, чтобы у молодёжи было куда идти по выходным, кроме как бухать, ведь не было такого места. Я там «служил Андакт». Андакт, это простая месса/служба. Любой может его служить, часто это короткое толкование Библии по какой-то теме и молитвы. С подростками это часто было про отношения, любовь и подобное. Иногда ещё проповедовал на службе в церкви, у нас же меньше литургии, правил и больше музыки, и толковании Библии. В протестантизме акцент в вере ставится на Слово, Библию, а не на традицию. Но официально священником не был, только делал то же самое, что делает пастор в нашей традиции. Это было где-то в 16–19 лет. Надеюсь, я со словом священник никого не ввёл в заблуждение.
— Твоя новая песня называется «Туча в штанах» и отсылает к поэме Маяковского. Должен сказать, что я не любил никогда этого поэта, точнее не стремился никогда познакомиться с его творчеством и знал только дежурные произведения из школьной программы. Но перед интервью решил прочитать «Облако в штанах», за что должен сказать тебе спасибо! Прекрасное произведение с сильными образами, написанное, с присущим футуристам, коверканьем слов. Твоя новая песня о неразделённой любви? Расскажи, пожалуйста, нашим читателям подробнее об истории создания песни и связью с классиком.
— Отсылка тут к Маяковскому довольна слаба, разве что в названии. Мне одна подруга рассказывала о его стихах и особенно об «Облако в штанах». Мне сильно понравился образ. Красиво и академически проанализировать поэму не смогу, потому что русский — мой 4-й язык. Проще говоря, картинка, образ этого облака остался со мной надолго. Туча в штанах в этот раз вообще не о любви, а о тоске. Тоске по «родине», которую я потерял. (Насколько я имею права называть так Москву, Россию оставлю читателю на суд). Песню начал писать ещё до того, как я уехал из России. Эти мои 4 года в Москве, несмотря на пандемию, потерю работы, вечные колебания, были всё равно лучшие в моей жизни. Сильно меня изменили как человека, к лучшему, и дали мне лучших друзей! Вы все меня так тепло принимали, несмотря на мой ломаный русский язык, странные привычки, что я иногда забывал, что я не один из вас. Вы стали домом для меня. Песня о том, как пришлось уехать, покинуть то, что считаешь родным, домом. Как ты в другом месте, где вроде всё окей, но скучаешь. Где ты не понимаешь, возможно ли скоро вернуться? Какое-то подвешенное состояние. И понимание того, что больше нет того дома, из которого ты уехал. Может быть, имеет смысл устроить свою жизнь на новом месте? Ну, и мои личные обиды и разочарования в этом, конечно, никак не сравнимы с печалью тех, кому пришлось покинуть свою родину.
— Почему «туча», а не «облако»?
— Тучу выбрал, потому что облако, это что-то лёгкое, приятное, а туча — это как бы грустное облако, с дождём/слезами. Потому что — я «Туча в штанах».
— Кем ты вдохновляешься из российских писателей и поэтов, помимо Маяковского? С кем из героев их произведений ассоциируешь себя?
— Это сложный вопрос. Я, наверно, не сильно себя с ними идентифицирую, я вижу поэмы, стихи, как окошко, фотографию, где я мимолётно могу принимать участие в их жизни и чувствах, знакомиться, говорить и быть с ними.
— Какие у тебя планы на карьеру? Кем видишь себя, скажем, лет через 5?
— Я не знаю вообще. Я работаю обычно только с одной целью: зарабатывать деньги. В идеале — музыкой. Но, если не музыкой, то мне не важно. Я работал в церкви, работал рыбаком на большом корабле, в офисе, занимался важными делами на Spotify, разносил рекламу. Мне безразлично. Я просто хочу делать хорошую работу, я буду работать где угодно и зарабатывать достаточно для семьи и пенсии, всё.
— На концертах ты играешь на электроакустической гитаре. Для студийных записей ты пишешь всё сам или нанимаешь аранжировщика?
— Я всё делаю сам, я всегда был таким человеком. Машина ломается — сам починю, потребуется сайт для творчества — сам выучу программирование, и тд. Так же с музыкой. Но хотелось бы, конечно, больше работать с другими музыкантами. Но пока всё-всё-всё делаю сам. Друзья проверяют тексты иногда, я часто пишу немножко криво…
— На одну из твоих недавних песен «Заря» снят клип. Какую роль ты сыграл в его воплощении в жизнь, кроме, конечно же, того, что сочинил песню?
— Да! Блин, я так горжусь! Мы с художницей, Сашей Ковалевой, работали вместе над идеей. Потом долго выбирали команду, с кем мы хотели иметь дело, нашли «Театр Вешалка», и вместе с режиссёром придумали остальное. Мне было важно его снять в России, но сам не мог участвовать. Поэтому являюсь только соавтором идеи.
— И последний вопрос: ты согласен с мнением, что все песни о любви? Почему? И что для тебя музыка?
— Нет, не согласен. Есть же музыка без слов, музыка о войне, мотоциклах, реклама… всякое. Что для меня музыка? Это объемный вопрос, если очень серьезно отвечать на него. Но если совсем коротко и банально: музыка, это всё что мне нравится, как пицца, объятия, друзья, сон, цветы, русский язык, стихи Бродского, кофе….
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!